В
городе Турине, в соборе Иоанна Крестителя хранится реликвия,
представляющая собой кусок льняного полотна длиной около 4-х метров и
шириной чуть более метра. Загадка Туринской Плащаницы волнует умы как
ученых мужей, так и простых смертных вот уже много веков. По убеждению
многих верующих, в этот кусок ткани было завернуто тело Христа после
распятия, и на полотне осталось его изображение и следы крови. Между
тем, научный мир утверждает — Туринская Плащаница является
фальсификацией, и приводит доказательства этому…
Саван Христа
В
Библии есть упоминания о пеленах с благовониями, в которые бережно
уложили тело Иисуса, сняв его с креста. После чудесного воскрешения
Христа в его могиле остались эти пелена — полотно из льняной ткани. По
преданиям, Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а
затем передавалась от ученика к ученику.
Первые «официальные» упоминания о Плащанице относятся к концу VI
столетия. В 570 году неизвестный паломник писал: «Возле реки Иордан в
пещере Завета видел пелену, которой была покрыта голова положенного во
гроб Иисуса Христа». Через сто лет другой паломник утверждал, что в
одной из церквей Иерусалима видел полотно, «в которое было завернуто
тело Христа, когда его полагали в гроб».
Затем она оказывается в Константинополе — император Алексей Комнин в
письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших
реликвий Спасителя у меня находятся Похоронные Полотна, найденные в
Гробу после Воскресения». В XIII веке во время походов крестоносцев в
Византию Плащаница исчезла...
Культ поклонения Плащанице со временем вошел в церковные ритуалы всех
христианских конфессий. За два дня до Пасхи, в страстную пятницу, в
церквях проводится богослужение, во время которого «погребают» умершего
Иисуса Христа и выставляют его Плащаницу для поклонения. В православной
церкви в каждом действующем храме имеется льняное полотно на котором
изображение лежащего во гробе Христа. Эти полотна являются всего лишь
символическими отображениями настоящих погребальных пелен Иисуса, а
между тем, в истории церкви появлялись и «подлинные» Плащаницы.
Как это не кажется сейчас странным, но факт наличия сразу нескольких
«настоящих» плащаниц в различных храмах не вызывал у верующих особого
удивления.
К XV столетию было известно несколько сотен «подлинных» плащаниц Иисуса
Христа. За несколько бурных веков большинство из них исчезло в огне
войн и пожарищ, и до наших дней сохранилось около трех десятков пелен
Христа.
Самой известной из них является Туринская Плащаница — вокруг нее всегда кипели страсти и разворачивались интриги…
Потомок тамплиеров
Первое
упоминание об этой Плащанице относится к 1353 году. Французский граф де
Шарни заявил, что в его замке в Лирее находится величайшая реликвия —
полотно, в котором хоронили Христа. Граф предъявил пораженным зрителям
полотно желтовато-белого цвета, на котором отображалось обнаженное тело в
двух проекциях — спереди и со спины. Также на ткани имелись пятна
крови, соответствующие ранам Христа, которые, согласно Библии, были
нанесены ему при распятии — уколы тернового венца, раны от гвоздей в
запястьях и нижних частях голеней и от копья в правом боку.
Доподлинно неизвестно, как именно оказалась Плащаница у графа.
По
легендам, она досталась ему по наследству от крестоносцев, вывезших
полотно из Константинополя. Достоверность этим преданиям придает тот
факт, что граф являлся потомком тамплиера Жоффруа де Шарне, взошедшего в
1314 году на костер вместе с главой ордена Жаком де Моле — а все знали,
сколько тайн хранили тамплиеры…
Тайна Плащаницы ушла в могилу вместе де Шарни, который погиб в 1356
году, и никто уже не мог сказать точно о происхождении загадочного
полотна. Тем не менее, легенда о вывезенной тамплиерами Плащанице
казалась правдивой, и сомнений в ее подлинности почти ни у кого не было.
Когда в 1357 году Плащаница была выставлена в маленькой местной церкви,
тысячи паломников пришли поклониться святыне. Но священнослужители
почти сразу же выдвинули версию о подложности этого полотна.
Местный епископ Пьер д'Арси обратился в 1389 году к папе Клименту VII с
просьбой запретить публичные показы Плащаницы, так как она является
подложной. Он писал в своем письме (сохранившемся до сих пор) о подлоге,
совершенном семейством де Шарни: «Ложно и обманчиво используемая со
страстью жадности, а не благочестия, только с целью увеличения дохода
своего храма, ловко окрашенная ткань, на который умной ловкостью рук
было нарисовано двойное изображение одного человека, то есть задняя
часть и фронт. Они тайно изготовили и лживо объявили, что это будто бы
Саван, в который наш Спаситель Иисус Христос был окутан в могиле».
Кроме того, епископ сообщал папе, что некий безымянный художник на
исповеди со слезами на глазах признался ему в том, что это он нарисовал
святыню, после чего получил прощение грехов.
Папа Климент VII 6 января 1390 года вынес официальный вердикт:
Плащаницу разрешалось демонстрировать, но только с указанием на то, что
она является лишь изображением полотна, в которое завернули Христа.
Приверженцы религии тем временем полностью поверили в достоверность
Плащаницы и истово поклонялись ей. Плащаница претерпела множество
приключений, чудом была спасена от пожара в 1532 году, переходила из рук
в руки, пока, наконец, в 1578 году не попала в Турин, в собор Иоанна
Крестителя.
Чудесный негатив
Споры
о подлинности Плащаницы не утихали — находились ревнители и поборники
той и другой точек зрения. XX век с новыми открытиями и чудесами науки и
техники стал поворотным в исследованиях Плащаницы. В 1898 году во время
очередной демонстрации реликвии был сделан ее первый фотографический
снимок. Как это ни странно, но тогда было совершено открытие, которое
убедило верующих в подлинности Плащаницы… Изображение на полотне к тому
времени стало уже нечетким и размытым, но в процессе съемки выявился
удивительный факт.
К изумлению фотографа, проявлявшего стеклянную пластинку, расплывчатые
пятна на ткани получились на негативе гораздо более четкими и позволили
выявить множество неразличимых простым глазом деталей.
Этот факт вызвал потрясение как в мире верующих, так и среди атеистов, и
споры вокруг Плащаницы вспыхнули с новой силой. Ученые начали
доказывать, что изображение было сделано художником, и выдвигали
предположения о способах этого творения: рисунок, отпечаток с деревянной
гравюры, обтягивание ткани вокруг горячей статуи, отпечаток с
раскрашенного глиняного пресса.
Даже появилась версия, что Плащаница была отреставрирована в XV веке самим Леонардо да Винчи.
Владельцы Плащаницы попросили да Винчи поработать над потускневшим от
времени изображением на полотне, что он с успехом сделал. Некоторое
утверждают, что вообще Туринская Плащаница — дело рук самого да Винчи,
использовавшего старинное полотно, на котором он тщательно изобразил
самого себя в образе Христа…
Споры не утихали, а наука тем временем шла вперед. Наиболее серьезные
результаты по изучению Туринской Плащаницы были получены уже в конце XX
века.
В
1978 году Плащаницу в очередной раз представляли широкой публике. Когда
толпы верующих схлынули, за дело взялись представители науки. 8 октября
1978 года реликвию перенесли в Зал приемов Королевского Дворца, где ею
занялись члены специально созданной группы STURP (Shroud of Turin
Research Project — Проект по исследованию Туринской Плащаницы). В
течение 5 суток 50 человек изучали полотно: просвечивали его
инфракрасными и рентгеновскими лучами, делали соскобы с ткани. На
исследование возраста Плащаницы самым достоверным — радиоуглеродным
методом церковь тогда согласия не дала.
Выводы были сделаны противоречивые, тем более, что уровень техники не
позволил провести по-настоящему эффективный эксперимент. Большинство
исследователей пришли к мнению, что Плащаница подлинная, но нашлись и
несогласные с их точкой зрения.
Но когда небольшие образцы реликвии были высланы в Чикаго Уолтеру
Маккроуну, крупному специалисту по подделкам произведений искусства, то
он обнаружил, что на ткани находятся следы искусственного пурпура и
красноватой железистой охры — краски, применявшейся только с XIII века.
Кроме того, ученый написал в своем заключении: «Изображение на Плащанице
имеет следы мазков кисти художника, в частности — на изображениях пятен
крови».
В доказательство версии «рукотворного» происхождения Плащаницы
приводятся и другие факты: если человека завернуть в покрывало, то оно
будет прикасаться к нему со всех сторон. Если полотно снять, то
отпечаток будет выглядеть искаженным. Но на Плащанице этого эффекта нет —
изображение выглядит так, как если бы тело являлось плоским и жестким.
Даже волосы на полотне не спадают вниз, как это происходит у лежащего
человека, а обрамляют лицо, как на картинах…
Плащаница — подлог!
В
1988 году церковь, наконец, разрешила провести самый качественный и
достоверный радиоуглеродный анализ. Независимо друг от друга его
производили три лаборатории, находящиеся в Оксфорде (Англия), штате
Аризона (США) и Цюрихе (Швейцария). Какие именно материалы им предстоит
исследовать, ученым не сообщали. Из Плащаницы был вырезан кусок, который
разделили на три части.
Лаборатория в Аризоне начала исследование 6 мая и закончила его 8
июня. Заключение было следующим: ткань изготовлена в 1350 году. Также 8
июня и закончила свое исследование лаборатория в Цюрихе. Заключение:
ткань изготовлена в промежутке 1290-1360 годов. Оксфордская
лаборатория начала свои исследования 27 июля 1988 года и завершила 8
августа. Заключение: ткань изготовлена в 1350 году.
13 октября 1988 года на пресс конференции в Турине кардинал
Баллестеро, архиепископ Турина, официально заявил, что Плащаница
является подлогом. На следующий день на пресс-конференции в Лондоне
исследователи Оксфордской лаборатории сообщили: обобщенные исследования
всех трех лабораторий свидетельствуют, что Плащаница была изготовлена
из хлопка, которые выращен в промежутке между 1290 и 1360 годами. Эти
известия вызвали эффект разорвавшейся бомбы в кругах верующих, но папа
Иоанн Павел II заявил, что католическая церковь никогда официально не
признавала Туринскую Плащаницу в качестве подлинных погребальных пелен
Иисуса Христа, а считала ее только священной реликвией, нарисованным на
полотне изображением…
Естественно, что Плащаница в любом случае является уникальным предметом
— историческая ценность ее огромна: она пережила глухие и мрачные
времена средневековья, сохранилась, несмотря на войны, пожары и
бедствия…
Через несколько веков, если Плащаница останется в целости, то ценность
ее возрастет еще в несколько раз — про нее будут говорить, что она
пережила и жестокие кризисы XX-XXI веков…
|